К сожалению, у Вас не установлен flash плеер.
Страсти по верфи »

Авторизация

Логин:
Пароль:
Напомнить пароль
Регистрация
 

Страсти по верфи

Конфликт между судостроительным заводом «Северная верфь» и ОАО «Коммерческий центр, транспорт и лес» разгорается в Санкт-Петербурге. Арендуя часть территории верфи, КЦТЛ мешает деятельности судостроительного предприятия, выполняющего оборонные заказы. Представители КЦТЛ, напротив, утверждают, что не они мешают заводу, а завод пытается осуществить рейдерский захват ОАО.

ОАО «КЦТЛ» («Коммерческий центр, транспорт и лес») было образовано в 1994 году в процессе акционирования судостроительного завода «Северная верфь». Сейчас КЦТЛ контролируется группой физических лиц и занимает территорию примерно 17 га, на которой хозяйственную деятельность вела «Северная верфь». Указанная площадка находится у КЦТЛ в аренде по договору с городом. КЦТЛ контролирует причалы, которые ранее являлись достроечными причалами судостроительного предприятия.

Обвинения в попытке рейдерского захвата КЦТЛ прозвучали после того, как в середине февраля «Северной верфью» была прекращена подача арендатору по своим сетям коммунальных ресурсов. Основанием для отключения воды, тепла и связи служит уведомление ФАС (за ноябрь 2007 года) о необходимости приведения ситуации с энергоснабжением КЦТЛ в соответствие с требованиями статьи 6 федерального закона от 26 марта 2003 года 36-ФЗ, запрещающей совмещать деятельность по купле-продаже электроэнергии и ее передаче. Судостроители заранее в 2007 году уведомили КЦТЛ о том, что истекающий 31 декабря договор о поставке энергоресурсов через сети верфи в 2008 году продлеваться не будет. При этом руководство «Северной верфи» утверждает, что КЦТЛ неоднократно и грубо нарушал сроки оплаты.

Однако в текущем году в течение полутора месяцев коммунальные ресурсы на коммерческое предприятие поставлялись. Делалось это из-за положения 8 постановления правительства РФ от 6 июня 2006 года № 355 «Об особенностях функционирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области электроэнергетики преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд», обязывающего обеспечить недискриминационный доступ потребителям электроэнергии до заключения ими договора с энергоснабжающей организацией. КЦТЛ так и не заключил альтернативный расторгнутому договор. На «Северной верфи» считают, что причиной тому серьезные финансовые проблемы арендатора: другие организации, базирующиеся на верфи, договоры заключили.

«КЦТЛ номинально является стивидорской компанией. Однако, по данным Администрации морского порта Санкт-Петербурга, в 2007 году КЦТЛ практически не вел собственных перевалочных работ: было перегружено всего 2,6 тыс. т лесных и 100 т генеральных грузов. Оборот КЦТЛ составил всего 100 млн руб.», — заявили РБК daily в пресс-службе «Северной верфи». В основном причалы использовались на правах аренды бункеровочными компаниями, перегрузившими в прошлом году 40—60 тыс. т нефтепродуктов, отмечают на предприятии.

Ситуация на верфи выходит за рамки обычного спора с арендатором. «В настоящий момент 75% надводного кораблестроения страны обеспечивает наш завод», — сообщил РБК daily гендиректор «Северной верфи» Андрей Фомичев. В конце февраля нынешнего года был поднят флаг на корвете «Стерегущий», сейчас строятся еще три корвета той же серии, ведется строительство фрегата и еще нескольких кораблей по заказу ВМФ РФ. В ближайшем будущем предполагается модернизация предприятия в рамках госпрограммы по подъему судостроительной отрасли. В частности, на территории «Северной верфи» должна быть размещена часть оборудования с Балтийского завода, а также построен современный сухой док. В сухом доке планируется строить крупнотоннажные нефтетанкеры и газовозы для освоения углеводородных запасов морского шельфа.

Площади, необходимые для строительства сухого дока и изначально принадлежавшие корабелам, сейчас занимает КЦТЛ. Если центр и в дальнейшем будет использовать сети верфей, то наращивание мощностей завода окажется под вопросом. Сети нуждаются в реконструкции, а провести ее без уменьшения нагрузки на них невозможно. Так же, как и без помех для производства проложить по территории предприятия новые подконтрольные КЦТЛ коммуникации. Варианты пересмотра условий договора по использованию старых сетей или прокладка новых предлагались судостроителям в качестве компромисса, но были отклонены.

Гендиректор КЦТЛ Владимир Цимбал заявлял в прессе, что расценивает «действия верфи как попытку незаконного поглощения нашей компании». Но, по мнению руководства «Северной верфи», КЦТЛ идет на конфликт, рассчитывая поднять стоимость бизнеса, который все равно придется продавать. Компания оформляет жалобы в контролирующие органы, утверждая, что на нее оказывается давление: КЦТЛ даже пытался оспорить в суде условия и требования пропускного режима и разрешительной системы доступа на территорию оборонного предприятия. Сотрудники верфи зафиксировали «партизанские» действия: перегораживалась железнодорожная ветка, используемая судостроителями, и блокировался свободный доступ к причалам. Получить комментарии по этому поводу у руководства КЦТЛ РБК daily не удалось.

Сейчас городские и судебные власти Санкт-Петербурга оказались перед дилеммой. Постройка новых кораблей для ВМФ и освоения шельфа — с точки зрения федеральных властей дело гораздо более важное, нежели предоставление услуг по перегрузке и сдача в субаренду причалов частной структуре. «Объекты инфраструктуры предприятий оборонной промышленности зачастую являются лакомым куском для посторонних частных компаний», — заявил РБК daily член Генсовета общественной организации «Деловая Россия», гендиректор ОАО «Радиозавод имени А.С. Попова» Иван Поляков. По его мнению, в данном случае спор прямо затрагивает интересы государства.